Физиология. Психология лётной подготовки в АОН - Сергей Минигулов
Водяной знак

Физиология. Психология лётной подготовки в АОН

Иконка часов 23.01.2024

Ровно 26 лет я занимаюсь авиацией общего назначения (АОН). Той авиацией, которую много видно, но о которой из официальных источников почти ничего не известно. Вы спросите почему? Ответ очень простой, поскольку государственной политики в области развития АОН у нас никогда не было. Это ни хорошо и ни плохо, так сложилось. На самом деле ею сложно заниматься, поскольку она многогранна и объединяет массу людей разных возрастов, разного социального статуса, летающих на разных воздушных судах от парапланов до бизнес — джетов.

Мировой опыт развития АОН тоже достаточно разный и будет абсолютно неверным утверждение, что «у нас всё ни как у людей». То, что у нас свой путь и не всегда понятный даже нам авиаторам, это да и об этом можно написать отдельную книгу, но сейчас всё же о психологии.

Кто преимущественно приходит в АОН? Да абсолютно разные люди: молодые и зрелые, бедные и богатые, законопослушные и не очень, одним словом разные. До какого возраста они летают? Тоже до разного, пока здоровье позволяет. Некоторые сами конструируют воздушные суда, а кто-то довольствуется простым парапланом. Но если говорить об авиационном персонале (людях с полным комплектом документов), то это люди могущие себе это позволить как в финансовом плане, так и в части зрелости. По возрасту это как правило 35+.

Как с ними работать в части обучения? Достаточно просто, но исключительно по методикам Андрагогики и Гейрантогогики, как со взрослым населением, где в основе методик лежит Жизненный и образовательный опыт курсанта, а не первичные знания. Тоже самое и с тчки зрения психологии, а именно понимания их поведения. В идеальном варианте конечно хотелось бы использовать простой бихевиористический или гумманистический методологические подходы — то есть научили и отпустили.

Но гладко и безоблачно не бывает? Как показывает практика, около 35% курсантов бессознательно нуждаются в использовании к ним методов психоанализа, так как есть те, кто приходят в авиацию самоутвердиться или гипер — скомпенсировать свои потребности в признании или побороть свои страхи, в том числе с элементами фобического (избегательного) характера. Конечно к таким курсантам требуется специальный подход с целью помочь им в достижении цели, чтобы их учебные и самостоятельный полёты не превратились в мирное время в подвиг, т.е. склонности к самопожертвованию. Ещё раз отмечу, именно в мирное время с мирными гражданскими задачами полётов.

Учитывая, что 90% времени мы находимся в бессознательном поведении, и лишь 10% используем предсознательную и сознательную структуру нашей личности, то понимание психологии поведения курсантов при реализации лётной подготовки в АОН мне видится очень важным.

Но я считаю необходимым давать глубоко этот материал исключительно при подготовке «пилотов — инструкторов», то есть тех людей, которые имеют опыт лётной деятельности, способности к ведению образовательной деятельности, «непрофессиональную» психологическую подготовку, но «психологическое чутье». Почему? Потому что молодыми курсантами и пилотами движет энергия, кураж и они находятся в стадии неофилизма, то есть сильной привязанности к новизне и важно этот запал не спугнуть. Всё же лётная подготовка в АОН это дорогой и качественный тренинг личностного роста, который требует проявления воли упорства и самодисциплины.

Почему самодисциплины? Потому что ответственность — это способность брать на себя последствия своего осознанного поведения. А поскольку его соотношение с бессознательным крайне не равномерно и далеко не все люди стараются в течение жизни познакомиться с собой и хоть немного выровнять, то есть сбалансировать сознательное с бессознательным, то именно  самодисциплина позволяет это сделать.

Курс мною написан, включён в программу подготовки «пилотов — инструкторов», подготовлена презентация на 90 листов, которая постоянно дорабатывается и создаётся учебное пособие, которое скоро выйдет в свет. Первые группы «пилотов — инструкторов» уже его прослушали и я получаю первые отзывы, с которыми можно ознакомиться на этом сайте в самом низу. Я хочу, чтобы оно помогло развитию нашего АОН, в том числе со стороны психологии, поскольку всё крутится на этой планете вокруг человека. Именно человек — это тот вид, который остаётся самым важным, полезным и интересным субъектом для изучения, а главное нужным для построения отношений, общения и развития нашего общества.

1 оценка (2 оценок, среднее: 1,00 из 1)

    CAPTCHA: captcha